top of page

ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПОДРОСТКАМИ: ШКОЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ VS СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Статья была напечатана в сборнике: ЗНАК. Проблемное поле медиаобразования. № 1 (23) 2017, с. 98-101 – Челябинск, 2017


В статье говорится о том, что школьные издания в последние годы стали фактором образовательного пространства более чем в половине школ России. Не смотря на то, что сегодня, в отличие от предыдущих десятилетий, школьникам есть, где поделиться имеющейся у них значимой информацией, в социальных сетях зарегистрировано абсолютное большинство российских подростков, количество школьных газет и журналов по-прежнему растет, хотя и не такими быстрыми темпами, как раньше. Они играют важную роль в распространении медиаграмотности. Занятия журналистикой помогают подростку научиться интересно подавать информацию в социальных сетях, стать востребованным блогером, по-настоящему социализироваться через медийную деятельность обоих типов.



Школьные печатные издания остаются востребованными как их юными авторами, так и аудиторией, частью которой эти авторы являются. О необходимости предоставить обучающимся возможность выпуска своей газеты или журнала говорится в новом Федеральном государственном образовательном стандарте [4].


В Парижской декларации о медийной и информационной грамотности в эпоху цифровых технологий, принятой на первом Европейском форуме ЮНЕСКО в Париже в мае 2014 года [3], говорится о том, что «навыки в области медийно-информационной грамотности и цифровых технологий дополняют друг друга, а, следовательно, не могут быть разделены. Технические навыки должны прививаться в контексте медийно-информационной грамотности». В данном документе подчеркнута важность формирования гражданской позиции каждого интернет-пользователя, влияющая на его выбор и отношение к информации, на его желание участвовать в жизни общества, совершенствоваться, поддерживать культурный обмен и быть этичным.


Определение медийно-информационной грамотности, представленное в данном документе, в частности, включает в себя:

  • совокупность базовых навыков – критического мышления, умения анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, способность к созданию авторской информации;

  • набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и предоставления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения;

  • умение работать с любыми источниками информации – устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми, а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.

Сегодня исследователи все чаще обращаются к изучению медийной и информационной грамотности именно подрастающего поколения. Многие так или иначе связывают ее наличие у ребенка с его участием в работе юнкоровских объединений, редакций школьных изданий. Большую работу в по пропаганде данного подхода проводит факультет журналистики МГУ и его декан Е. Л. Вартанова, ставшая одним из редакторов сборника «Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин» [2]. Руководитель Общероссийской общественной организации «Лига юных журналистов» С. Б. Цымбаленко в течение многих лет изучает школьные и молодежные медиа, их влияние на медиаобразовательные процессы в обществе. Данную тему активно разрабатывают И. В. Жилавская, И. А. Фатеева, А. В. Шариков и многие другие ученые.


В наши дни все подростки практически поголовно зарегистрированы в социальных сетях – в основном, «ВКонтакте», Инстаграме, Твиттере, многие там активно общаются теми или иными способами. Но можно ли при этом назвать их обладателями медийно-информационной грамотности? Цель нашего исследования – попытаться найти ответ на данный вопрос, а также выяснить, как занятия в юнкоровских коллективах помогают школьникам повысить свою медиаграмотность. Стоит рассмотреть и некоторые другие аспекты сравнительной характеристики деятельности подростков в школьных редакциях и в социальных сетях.


Опираясь на определение информационно-медийной грамотности, обозначенное в упомянутой выше Парижской декларации, можно констатировать, что у подростков (учащихся средних и старших классов) набор необходимых компетенций и умение работать с любыми источниками информации так или иначе присутствует. Однако с наличием базовых навыков, и, прежде всего, критического мышления, умения анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, все гораздо сложнее.


Проведенное на областных юнкоровских сборах «Хорошая погода-2016» анкетирование (открытого типа) участников из различных территорий Свердловской области показывает: более половины ребят (16 из 30) считают, что для ведения собственного аккаунта, блога, страницы в социальных сетях авторы специально собирают информацию, очевидно, не очень хорошо понимая, что стоит за формулировкой данного действия. Остальные ответили отрицательно или затруднились ответить на данный вопрос. И это – медийно-активные дети, которые причисляют себя к юнкорам, даже если они с небольшим опытом. В обычной подростковой аудитории такой вопрос, скорее всего, вызвал бы однозначно отрицательный ответ. Почему – можно понять, заглянув на странички к подросткам. Редко кто там сегодня публикует какие-то развернутые тексты (хотя случается, например, в плане полемики с друзьями), в основном можно увидеть фото или репост какой-то публикации, фото, видео и небольшой комментарий-рефлексию, состоящий из нескольких слов. Эти оценки вряд ли можно считать проявлением критического мышления, так как они обычно не содержат каких-то аргументов или выводов, и уж, тем более, анализа текста или фото, видеоматериала.


В то же время, часть юных корреспондентов, ответивших на вопрос анкеты положительно, имела основание для такого взгляда, так как медийно-активные подростки нередко состоят в различных группах («пабликах»), существующих в социальных сетях, которые объединяют людей по интересам. Именно там они создают информационные сообщения, тексты, фоторепортажи об интересных для всех подписчиков данной группы событиях. Для участия в информационном обмене внутри такой группы, действительно, чаще всего следует специально собирать информацию, посетив концерт, выставку, просто какое-то интересное место, став свидетелем чего-то значимого для всех членов определенной группы.


В течение 20 лет автор данного исследования занимается с детьми журналистикой в гимназии 177 г. Екатеринбурга, выпускает журнал старшеклассников «Класс-Екатеринбург». Среди членов редакции школьного журнала был проведен опрос, в ходе которого подростков спрашивали: сказываются ли ваши занятия журналистикой на вашем общении в соцсетях? Ответы были не одинаковые – в силу особенностей и загруженности самих детей (некоторые занимаются еще и в других объединениях, мало свободного времени), но тенденция присутствовала: подписчиков на «странички» в соцсетях у таких ребят больше, причем порой в разы, чем у их одноклассников (одноклассниц). И если даже не брать во внимание активность начинающих журналистов в «пабликах», а только в общедоступной «ленте», где они публикуют в основном фото, то и тут количество посещений страницы и «лайков» намного выше – прежде всего, за счет качества фотографий и в целом информации в широком смысле слова.


Ученица 11 класса Анастасия Кадочникова, которая три года занимается в редакции журнала «Класс!», пишет для него тексты, делает фоторепортажи, сказала об этом так: «Раньше я снимала и выкладывала в сеть все подряд фото, теперь я стала думать, что и зачем я снимаю, какой смысл в этом снимке, нужен ли он мне, чем он интересен другим». Аналогично изменилась ее позиция в отношении текстов и даже небольших замечаний по поводу – если Настя что-то пишет, то не ради того, чтобы просто отметиться, а чтобы высказать обоснованное, аргументированное мнение. Потому и подписчиков на ее странице больше, чем у других, там нет обычного «информационного мусора».


Более серьезный подход к любой информации вырабатывается у ребят, которые занимаются в редакции школьного издания или подросткового телевидения, по причинам, которые они сами указали в ответах на другой вопрос упомянутой выше анкеты: «Есть ли разница между подачей каких-то фактов на своей странице в соцсети и текстом о тех же фактах в школьной газете? В чем?». Всего два человека ответили на него отрицательно, остальные подростки указали разницу, которая состояла в том, что:

  • в газете подача для определенного возраста, определенных читателей, в соцсетях – для всех;

  • в газете – факты, в соцсетях – личные комментарии на именно тебе интересные темы;

  • в газете – стилистические, языковые рамки, жанры, в соцсетях – полная свобода;

  • в газете нужно думать об интересах других людей;

  • в газете – ограничение по месту события (школа), в соцсетях – нет;

  • в газете – описание события с разных точек зрения, из разных источников, в соцсетях – личное мнение, которое может быть никому не интересно.

Несколько человек отметили, что в школе есть цензура – скорее всего, подразумевая под этим не только цензуру как таковую, а определенные требования к тематике текстов. В любом случае, работа над текстом для школьной газеты – это практически всегда поиск дополнительной информации, комментариев, аргументов, присутствие при подготовке текста такой мотивации, как «интересно всем». Имея подобные компетенции и умения, подросток постепенно приобретает и навыки создания собственной качественной информации в своем блоге, «паблике» или на своей страничке в социальной сети. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что занятия подростков журналистикой в школьном издании повышают их медийно-информационную грамотность, помогают им развивать аналитические качества и способность критически осмысливать факты действительности.


Если посмотреть на деятельность юных корреспондентов в социальных сетях и в школьных изданиях с точки зрения применения к ее описанию специальных терминов, то можно отметить следующее. В последние годы исследователи, в частности, И. В. Жилавская, ввели в оборот такие понятия как «медиаповедение» и «медиатворчество» «Медиаповедение – это опосредован­ная система психических, физических и социальных действий индивида или сообщества, сложившаяся в результате их взаи­модействия с медиасредой, направленная на самореализацию личности и удовлетворение ее информационных и коммуни­кативных потребностей. <…>Наиболее рефлексивной, созидательной, креативной фор­мой медийного поведения является медиатворчество. Это осо­бый вид творчества, в результате которого рождаются инно­вационные медийные материальные и духовные ценности. Основное отличие медиадеятельности от медиатворчества заключается в степени уникальности медийного результата». [1. С. 17] На основании вышеизложенного, пожалуй, можно сделать вывод: размещение фотографий и небольших комментариев к ним в социальных сетях следует отнести к медиаповедению. Деятельность же юных авторов по созданию текстов и фоторепортажей для школьного издания, а также фоторепортажей с событий и видеороликов для социальных сетей – с полным основанием мы должны отнести к медиатворчеству.


И еще на одном важном моменте хотелось бы остановиться, сравнивая медийную деятельность подростков в школьных изданиях и в социальных сетях. Руководитель Лиги юных журналистов России, доктор педагогических наук С. Б. Цымбаленко проводит регулярные исследования, касающиеся так называемого межпоколенческого диалога. Он дает следующее определение данного термина, ссылаясь на исследователя Павла Макеева: «межпоколенческий диалог – это процесс взаимодействия между представителями двух или более поколенческих групп (когорт), направленный на передачу, критическое осмысление, воспроизводство социального опыта и его развитие, модернизацию». [6. C. 9]


«Ключевым понятием, характеризующим современные межпоколенческие отношения, является коммуникационное взаимодействие поколений, – пишет С. Б. Цымбаленко. – <…> Пересечение информационного пространства как внешней среды и коммуникативной активности юной личности как внутреннего фактора находит выражение в межличностной коммуникации. Коммуникация со взрослыми и сверстниками, в свою очередь, детерминирует отбор значимой информации, социализацию и индивидуализацию, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование в ходе поколенческого и межпоколенческого взаимодействия. Это не только оказывает влияние на ребенка, но и все значительнее определяет функционирование и развитие информационной системы общества». [6. C. 10]

Вряд ли есть сомнения в том, что именно школьные издания могут играть и играют большую роль в межпоколенческом диалоге, так как в большинстве случаев их читателями являются и учащиеся, и педагоги, и родители, члены семей учеников. Как отмечают сами дети в процитированной выше анкете, когда они что-то пишут, снимают, формируют номер, они рассчитывают и на «других людей», на всех читателей, устанавливая, таким образом, некий диалог с данной обширной аудиторией. Что же касается сетей – да, мы констатируем, что сегодня родители и педагоги могут быть активными пользователями сети (хотя чаще всего это не касается бабушек и дедушек, с которыми тоже нужно выстраивать диалог), добавляться в друзья, может, что-то комментировать. Но не следует забывать, что у детей есть «защита» от любопытства взрослых – многие из подростков имеют в социальных сетях по два профиля. Это скрытый профиль, только для своих, где бывают фото или заметки, которые им не хотелось бы выставлять на общее обозрение, и профиль для всех, у которого подписчиков в несколько раз больше, среди них родители и учителя.


Подводя итог сравнительному анализу различных видов медийной деятельности подростков отметим, что на данном этапе развития общества участие детей в работе редакций школьных изданий, несомненно, является для них опытом, важным с разных точек зрения, полезным для приобретения медийных навыков, уникальным по возможности обмена информацией между поколениями.



Список литературы

  1. Жилавская, И. В. Медиаповедение личности: материалы к курсу, учеб. пособие /И. В. Жилавская. – М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012.– 91 с.

  2. Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин / Под. ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой – М.: МедиаМир, 2010. – 320 с.

  3. Парижская декларация о медийной и информационной грамотности в эпоху цифровых технологий. [Электронный ресурс] : http://abstract.science-review.ru/pdf/2016/5/738.pdf

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70188902 (дата обращения 10.09.2016)

  5. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации / И. А. Фатеева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. – 270 с.

  6. Цымбаленко, С. Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования / С. Б. Цымбаленко. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 253 с.

  7. Цымбаленко С.Б. Цивилизационный подход к формированию информационно-образовательного пространства и медиакультуры учащихся./ С. Б. Цымбаленко// Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационно-образовательного пространства. – Москва, 2014. – С. 3-11.

  8. Шариков А. В. В поисках общего методологического базиса теорий медиаобразования и информационной грамотности./ А. В. Шариков// Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. – М.: МЦБС, 2013. С. 122-129.

  9. Ястребцева Е. Н. Медиаобразование учащихся как «граждан цифрового мира». /Е. Н. Ястребцева// Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационно-образовательного пространства. – Москва, 2014. – С. 38-52.

ЖУРНАЛ

"КЛАСС"

bottom of page