top of page

Школьная самодеятельная пресса: опыт типологического анализа

В статье дается типологический анализ школьных (ученических) самодеятельных изданий России трех периодов: до Октябрьской революции, в советский период, в постсоветский период. Вводятся новые типологические признаки для школьной прессы последнего десятилетия (2000-2010 годы).



У каждой определенной группы (класса) средств массовой информации и пропаганды существуют типологические особенности, которые «должны проявляться в деятельности отдельного представителя данного типа в соответствии с действующими в этой группе общими для них закономерностями». [11, 107] За последние 25 лет в системе СМИ произошли серьезные изменения. В частности, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, исчезла «вертикаль» печатных изданий от центральных органов до районной газеты. Вместо этого получила развитие «горизонтальная» структура: самостоятельные автономные и одновременно взаимодействующие информационные организации.


По этим и многим другим причинам процесс типологизации средств массовой информации, в том числе, и детских изданий, претерпел в последние годы серьезные изменения. Типологические признаки (особенности) – это свойства, показатели, составляю­щие внутреннюю структуру типа как модели. Сколько должно быть таких признаков – однозначного ответа нет. Еще в доперестроечные времена А.Бочаров определял пять «типолого-значимых элементов»: целевое (функциональное) назначение издания, предмет или отражаемая среда деятельности, родовая принадлежность, характер аудитории и характер изложения [3, 31]. Другой автор, А.Акопов, вывел десять «основных типоформирующих признаков»: издающий орган, читательская группа, задачи и программа, авторский состав, читательская группа, жанры, оформление, периодичность, объем (одного номера), тираж (разовый одного экземпляра [1, 15]. Исследователь С.Корконосенко предлагает деление существующей в наши дни периодики по шести признакам: региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса), учредителю (государственная и негосударственная пресса), аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки), издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем), легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность), содержательному наполнению (качественная и массовая) [6, 10]. Основным типологическим признаком при анализе прессы во все периоды считался аудиторный. С этой точки зрения мы выделяем издания, адресованные детям и подросткам.


Детские издания в целом можно структурировать на основании типологических признаков, предлагаемых для «взрослых» СМИ, и даже констатировать наличие некоторых общих типологических особенностей официально выпускавшихся детских изданий трех крупных периодов: до революции 1917 года, в советский период, в постсоветский период. Однако то же самое неверно будет утверждать в отношении школьной (ученической) самодеятельной прессы, которая среди детских средств массовой информации занимает особое место. Условия и формы ее существования в рамках трех указанных выше периодов настолько отличаются друг от друга, что для каждого из них следует сформулировать свои типологические особенности.


Для анализа школьной самодеятельной прессы подходят лишь некоторые из предлагаемых исследователями СМИ типологических признаков: аудиторная (конкретно – возрастная, без учета группы дошкольников) и издательская характеристики, содержательное наполнение. Кроме того, для типологического анализа самодеятельных школьных изданий последнего десятилетия возникает необходимость выделения совершенно новых характеристик, прежде не существовавших. И это представляет значительный научный интерес.


Ученические издания царской России


Исследователи утверждают, что в России до революции выходило около 300 детских журналов и 175 ученических журналов [8, 9]. Последние делали сами подростки, учащиеся под руководством наставников или абсолютно самостоятельно. Только в Урало-Поволжском регионе в период с 1860-х годов до 1918 года выходило 48 ученических изданий [7]. Самодеятельные ученические газеты и журналы, наполненные критическими в адрес руководства учебного заведения и государственной власти, обычно не имели куратора-преподавателя, это была в чистом виде самодеятельность учащихся. Такие издания, по мнению А.Третьякова, были нелегальными [7].


Однако существовало большое количество дореволюционных ученических газет, журналов и альманахов, выходивших на легальном основании и имевших, в основном, литературно-художественное или познавательное направление. В частности, Ю.Балашова пишет, что действовавшие тогда во многих образовательных учреждениях литературные кружки отчитывались о своей работе путем выпуска печатного органа [2, 20].


Не вдаваясь сейчас в терминологические дискуссии, отметим наиболее яркие типологические признаки дореволюционных самодеятельных ученических изданий. Их можно разделить: по формальным признакам (журнал, газета, альманах); по наличию взрослого куратора (под руководством наставников, без помощи взрослых); по идеологической направленности (политически нейтральные, социал-демократической направленности); по содержательной модели (познавательные, литературно-художественные, публикующие критические материалы о порядках в школе и государственном строе); по признаку легальности (легальные, одобренные руководством учебного заведения, нелегальные, создававшиеся и распространявшиеся подпольно).


Школьные газеты советского периода


После Октябрьской революции самодеятельная школьная пресса существовала исключительно в виде стенной печати, в каждом пионерском отряде и пионерской дружине. Чаще всего эти газеты рукописными, иногда тексты были отпечатаны на пишущей машинке, вырезаны и приклеены.


В нескольких городах на базе корреспондентских пунктов официальных всероссийских изданий – журнала «Пионер» и газеты «Пионерская правда» –были созданы коллективные корреспондентские пункты; в частности, один из самых известных действовал в городе Свердловске (Екатеринбурге). Корреспондентской деятельностью занимались ребята в отряде-флотилии «Каравелла» под руководством писателя и журналиста Владислава Крапивина [9, 177]. Они выпускали отрядные стенгазеты, а также обсуждали публикации в «Пионерской правде» и журнале «Пионер», готовили для них свои материалы – о жизни, интересах, увлечениях уральских школьников. Их издания нельзя в полной мере квалифицировать, как школьные: в «Каравеллу» входили (и входят сегодня) ребята из разных образовательных учреждений города. Но своим участием в детской тиражной прессе они в какой-то мере готовили почву для будущего расцвета школьных самодеятельных газет и журналов.


Выделим типологические признаки школьных изданий в советский период, существовавших лишь в виде стенных газет: аудиторный (рассчитанные на конкретный класс, пионерскую дружину, членов подросткового объединения, кружка по интересам); содержательная модель (рассказывающие о текущих делах, посвященные какому-либо празднику, событию или юбилейной дате); техническое исполнение (полностью рукописные, с использованием напечатанного на машинке текста).


Современная школьная самодеятельная пресса


В начале 90-х годов прошлого века отмечается бурный рост детских и подростковых изданий самых разных типов, среди его причин можно назвать, прежде всего, отмену идеологических штампов и тематических запретов. Вся пресса, адресованная анализируемой аудитории, разделяется на группы по многим типоформирующим признакам. Особенно важным для нас является способ производства. По этому признаку можно выделить традиционные детские издания и юнкоровские, в том числе, школьные самодеятельные газеты и журналы. Именно они занимают самое значительное место среди юнкоровских СМИ – и по количеству изданий, и по количеству сотрудничающих с ними начинающих журналистов. Провозглашенная свобода слова, доступность множительной техники, относительная дешевизна тиражирования газеты или журнала сыграли большую роль в том, что их число за последние двадцать лет резко выросло (и продолжает расти).


«Школьные СМИ – это вовсе не «малая пресса». Их нельзя рассматривать как обычную публицистику. У школьной прессы свои законы, свои задачи, и принципы, свои герои и «антигерои», свои приоритеты», – считает А. Чайковская [10, 19]. Ее статья опубликована в журнале «Лицейское и гимназическое образование». Этот журнал с 2002 года проводит огромную работу по систематизации, описанию, исследованию феномена школьной прессы. Он стал инициатором и одним из учредителей Всероссийского Конкурса школьных изданий (в 2011 году он пройдет в десятый раз) – самого масштабного смотра сил школиздата в России. Силами сотрудников «ЛГО» и ВКШИ несколько лет назад был создан Портал школьной прессы России. На его базе существует Реестр школьной прессы России (RSPR – Russian School Press Reester). Сегодня это единственный источник достоверной, ежегодно обновляемой информации о российских школьных изданиях, за период с 2001 по настоящее время.


На данный момент в Реестре зарегистрировано 1399 изданий из городов и поселков со всех концов нашей страны. Но это далеко не полный их список, в реестр попали лишь те издания, представители которых хотя бы однажды «зашли» на Портал школьной прессы России и зарегистрировались там. Из Екатеринбурга, в частности, в Реестре имеются данные на 11 школьных изданий. В то же время, есть сведения, что в нашем городе их всего более полусотни.


На основе данных RSPR можно обозначить особые типологические признаки школьных СМИ. Они подразделяются по форме (газеты, журналы, альманахи); по возрасту аудитории (младшие школьники, учащиеся средних классов, старших классов, всех классов данной школы); по составу авторов (только учащиеся, учащиеся и педагоги, родители); по тиражу (от 10 до 1000 экземпляров); по статусу и профессиональной принадлежности редактора (учащийся, педагог школы, директор школы, профессиональный журналист); по периодичности (еженедельные, ежемесячные, выходящие один раз в четверть, один раз в учебном году); по формату (А3, А4, А5); по объему (4 страницы, 8-16, 20 и более страниц); по цветности (черно-белые, трехцветные, с цветной обложкой или вкладкой; полностью цветные).

К этому перечню стоит добавить ряд типологических признаков, характерных для школьных изданий, выпускающихся в наши дни.


Последние пять лет четко обозначилась тенденция, которая прежде лишь робко заявляла о себе: у школьных печатных изданий появляются электронные варианты, размещаемые на сайтах соответствующих учебных заведений. Как правило, там для них существует специальная страничка, на главной странице дается ссылка. Порой распечатывается всего несколько экземпляров издания, которые развешивают в школе на самых видных местах, а основная читательская аудитория знакомится с ним в Интернете (например, журнал «Кентавр», гимназия № 18, город Нижний Тагил Свердловской области). Поэтому еще одним типологическим признаком самодеятельных школьных изданий становится наличие у них в Интернете электронного варианта.


Феномен возрастающей популярности самостоятельных юнкоровских изданий исследователи объясняют предоставляемой их авторам возможностью для самовыражения, самореализации [5, 158]. Особенно остро ее необходимость ощущают дети, по тем или иным причинам живущие в условиях специализированных интернатов, пансионатов, детских домов. Многие руководители подобных учебных заведений это учитывают, они организовали и выпускают самодеятельные газеты и журналы, некоторые из которых довольно быстро стали качественными (хотя и своеобразными, прежде всего, в плане тематики) подростковыми изданиями, победителями областных и всероссийских конкурсов школиздата. Вот несколько примеров: газета «Антирутин» интерната для слабовидящих детей города Ростова-на-Дону; газета «Кадетский вестник» Серовской кадетской школы-интерната (Свердловская область); газета «Плёсково» православной школы-пансионата в Плёсково (Московская область). Таким образом, среди типологических признаков анализируемых нами СМИ можно выделить статус образовательного учреждения, выпускающего газету или журнал.


Содержательная модель школьных изданий (газет и журналов, литературно-художественные альманахи в данном случае не имеются в виду) в течение первых десяти лет текущего века претерпела значительные изменения по сравнению с существовавшей в последнее десятилетие века предыдущего [4].

Она требует подробного анализа. В рамках данного исследования хотелось бы отметить два важных момента.


Во-первых, существуют школьные издания, в которых абсолютно все материалы так или иначе связаны с собственной школой – в этом их принципиальная позиция. Самым известным из подобных школьных СМИ является газета «Контакт!» московской школы 1259. Однако немало школьных газет и журналов, которые, наряду с материалами о своей школе, гимназии, лицее, печатают тесты собственных авторов на другие темы, интересующие подростков, – субкультуры, современные музыкальные течения и так далее. В качестве типологического признака, в связи с этим, внутри содержательной модели издания можно выделить тематический спектр материалов.


Во-вторых, во многих школьных газетах и журналах сегодня можно обнаружить разработку в рамках одного номера какой-либо обширной темы – с различных сторон, в материалах различных жанров (4-6 материалов). Такую подачу нельзя назвать подборкой в обычном смысле этого слова. Называют данное явление по-разному: «тема номера» (В.Головнер, «Контакт!», школа № 1259, г. Москва), «объемная тема» (Е.Суховерко, руководитель Лиги молодежной прессы Чувашии, г. Чебоксары), «тематический проект» (С.Лебедева, журнал «Класс!», гимназия № 177, г. Екатеринбург). Некоторые школьные газеты с недавних пор каждый выпуск посвящают только раскрытию определенной темы (газета «Сверстники» лицея № 67 г. Иваново). Темы могут быть связанными со школой («Откуда берутся школьные парты?», «Наши педагоги») или не связанными с ней непосредственно («День Победы», «В мире ритмов»). Наличие тематического проекта в каждом номере можно выделить в качестве еще одного типологического признака современных школьных самодеятельных изданий.


Школьная самодеятельная пресса постоянно развивается, появляются ее новые формы, модели. У некоторых школьных изданий периодически появляются приложения (литературно-художественные, научно-популярные, для дошкольников, учеников начальных классов и тому подобное), и в скором будущем, на наш взгляд, их наличие или отсутствие также можно будет считать характерной типологической чертой. Еще одно явление, касающихся школьных СМИ: есть случаи их регистрации в качестве официальных детских (подростковых) изданий в Россвязьнадзоре, учредителем становится образовательное учреждение. Такие школьные газеты и журналы, хотя они и делаются руками самих ребят, уже нельзя будет назвать самодеятельными изданиями в полной мере.


Изменения, происходящие в школьной прессе, требуют своевременного осмысления, в том числе, и с точки зрения типологии. Современные методы типологического анализа востребованы, они помогают определить направление пути, по которому движутся самодеятельные школьные издания в России.


Список литературы:

  1. Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов. Автореферат кандидата филологических наук, М., 1979.

  2. Балашова Ю.Б. Школьная журналистика серебряного века. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007.

  3. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов// Вестник МГУ, сер.XI, Журналистика. 1973. № 3.

  4. Лебедева С.В. Школьная самодеятельная пресса нового времени: изменение содержательной модели.// Сборник научной конференции факультета журналистики УрГУ «Факс». Издательство УрГУ, 2010.

  5. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н.Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2001.

  6. Типология и система СМИ. Учебное пособие. // М., издательство МГУ, 2002 г.

  7. Третьяков А. Подростковая самодеятельная пресса: случайность или законо­мерность? // Журналистика в 1994 году. Тезисы научно-практической конференции. Ч. 3. М., 1995.

  8. Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. – Ленинград. Издательство Ленинградского университета, 1983.

  9. Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. Москва, НИИ школьных технологий, 2010.

  10. Чайковская А. О чем пишет и о чем не пишет школьная пресса. // Журнал «Лицейское и гимназическое образование», № 4, 2004.

  11. Шкондин М.В. Организация средств массовой информации и пропаганды. Издательство Московского университета, 1985.

ЖУРНАЛ

"КЛАСС"

bottom of page