top of page

Медиапедагог: проблема компетентности

Статья опубликована в сборнике: Медиаобразование в российских школах: новые концепции и подходы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2013. – С. 49–52



Одной из основных целей медиаобразования в школе является «повышение осведомленности аудитории о механизмах функционирования СМИ, о возможностях массовой коммуникации и последствиях ее воздействия на общество, развитие навыков свободного самовыражения».(1, 3) Наиболее эффективный путь ее достижения – создание в образовательном учреждении газеты или журнала, в последнее время в некоторых школах также появляются собственные радио- или водеостудии.


Количество печатных изданий в школах в последние годы неуклонно возрастает. Согласно итогам паспортизации школьных изданий г.Екатеринбурга, проведенной нами при поддержке городского Управления образования в апреле 2012 года, из 173 средних образовательных учреждений свою газету или журнал выпускают 92 (53%).


Анкета, которую заполняли работники школ, содержала вопрос о специализации педагога, являющегося редактором или куратором (в тех случаях, где редакторами обозначены учащиеся) издания. Выяснилось, что среди взрослых редакторов большинство – учителя русского языка и литературы (20%), педагоги дополнительного образования (11%) и заместители директора по воспитательной работе (11%), есть также учителя истории, мировой художественной культуры и начальных классов. Больше половины (55%) кураторов школьных изданий – заместители директора по воспитательной работе, есть преподаватели литературы (19%) и других предметов. При этом из редакторов только четыре человека имеют журналистское образование, из кураторов школьных изданий – двое. Таким образом, только 6 человек (6,5%) имеют образование специалиста по работе в СМИ. Примечательно, что специализации медиапедагог (хотя бы на уровне повышения квалификации) не назвал никто.


Это обстоятельство негативно отражается на содержании школьных изданий. Узок спектр используемых в школьных газетах и журналах журналистских жанров. Очень редко в них можно встретить рубрики «Испытано на себе» или «Социальный эксперимент» – подросткам нравится писать подобные материалы, но их нужно этому научить. «Навыки свободного самовыражения» чаще всего реализуются в виде эссе, точнее, «размышлизмов», не содержащих серьезных аргументов и основанных на собственных эмоциях. Интервью содержат стандартные вопросы, опросы не отличаются оригинальностью и актуальной тематикой. Можно сделать вывод: ребят практически не учат работать с информацией – собирать ее, обобщать, преподносить в интересной для читателей форме. Причина зачастую кроется в том, что руководители школьных изданий, являясь прекрасными специалистами преподавания своих предметов, не умеют этого сами. Возможности школьных СМИ используются неэффективно, их воздействие на аудиторию невысоко.


Анализ паспортизации школьных изданий Екатеринбурга показал, что основная форма организации работы редакций газет и журналов, выпускающихся в средних образовательных учреждениях города, – издание школьного пресс-центра при ученическом совете (лицейской думе, совете школьного самоуправления, школьном парламенте, комитете ученического самоуправления, совете старшеклассников, совете гимназистов, совете старост и т.д.): 51% (47 изданий из 92). В качестве творческого продукта кружков и объединений журналистики (в рамках дополнительного образования) существуют 28% изданий. Две газеты являются итоговым продуктом элективных курсов по журналистике. Остальные издания – результаты увлечения журналистикой педагогов или добровольного объединения учащихся на почве интереса к журналистике.


Формально можно утверждать, что сотрудничество детей со школьными изданиями – своеобразный опыт детей в демократическом управлении школой. Однако анализ материалов газет и журналов, являющихся печатными органами школьных пресс-центров, убеждает, что это не так. Бедность тем, отсутствие проблемных материалов, скучным языком написанные тексты. Как правило, кураторы изданий и юные корреспонденты собираются в таких пресс-центрах лишь для того, чтобы спланировать темы очередного номера или собрать написанные материалы для верстки, о лекциях по основам журналистики или верстке речи не идет.


Гораздо более качественные издания выпускают объединения дополнительного образования. Их руководители, даже если они не имеют специального журналистского образования, зачастую разрабатывают свои программы по журналистике, стараются дать ребятам знания основ функционирования СМИ. Подобное обучение в рамках дополнительного образования исследователь А.А. Журин называет специализированным (социокультурным) медиаобразованием.


В сборнике МГУ «Медиаобразование в школе» представлено несколько программ преподавания дисциплины. Обращает на себя внимание, что подход, который декларируют их создатели, различный. Для одного автора цель – «воспитание культуры потребления массовой информации и формирование коммуникативных навыков» (стр.31), другому важно, «развить у учеников способность к самостоятельному творчеству» (с 102). Разнообразие в концепции, содержании, внешнем виде школьных изданий – факт положительный. Тем не менее, реальность информационного общества XXI века требует всерьез заняться подготовкой медиапедагогов, создать и широко распространить базовые программы, которые в полной мере будут соответствовать задачам медиаобразования в современной школе.


Список литературы:

  1. Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / под ред. Е.Л.Вартанововй, О.В.Смирновой. – М.: МедиаМир, 2010. – 320.

  2. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема. // Педагогика. – 2001. № 4. С.48-55.

ЖУРНАЛ

"КЛАСС"

bottom of page